вівторок, 17 жовтня 2017 р.

Ключевые аспекты законопроекта о терруарных винах

В парламенте сейчас проходит все положенные этапы согласования и оценки на соответствие законопроект №6693 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно развития производства терруарних вин и натуральных медовых напитков» («Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо розвитку виробництва терруарних вин та натуральних медових напоїв»).

На соответствующей странице парламентского web-сайта можно отслеживать все этапы прохождения документа, оттуда же можно скачать и сам законопроект, и сопроводительные документы. В частности, сравнительную таблицу (дублирую на всякий случай на Гугл-диске), которая позволяет оценить  предлагаемые изменения. Начну с главных аспектов.

Малые производители винодельческой продукции (вина виноградного или плодово-ягодного, медовых напитков) должны соответствовать таким требованиям: 
1)      должен быть полный технологический цикл производства и розлива продукции; 
2)      напитки делаются только из собственного сырья (винограда, плодов, ягод, меда); 
3)      объем производства до 10 000 декалитров в год; 
4)      спирт не используется.Почему верхняя граница в 10 000 дал — не знаю, но где-то ее надо было провести.

Почему нельзя делать вина крепленые — тоже понятно: дабы не дразнить налоговую. А вот почему нельзя закупать, к примеру, соседский виноград, уже не так ясно. Каюсь, в процессе обсуждения не обратил внимания на этот нюанс. Возможно, его обсудили на заседании, которое я пропустил. Последующие же беседы показали, что причин может быть точно две.
Во-первых, так исключается прямая конкуренция крупным виноделам, которые сплошь и рядом закупают виноград и виноматериал. Следовательно, проекту будет легче пройти этапы согласования и голосования. Во-вторых, так упрощается контроль за происхождением сырья для производства, ведь вина должны быть терруарными. Аргумент спорный, с любым контролем у нас сейчас большая проблема, но и он может иметь место. А так — да, значительная часть (сейчас не берусь судить пропорции) и в Старом, и Новом свете даже терруарного вина делается из покупного винограда. Надежнее, конечно, когда ты сам контролируешь все этапы, но часто бывает, когда кто-то специализируется на винограде, но совершенно не хочет морочиться с виноделием. Как и наоборот. Тем не менее, с чего-то нужно начинать. Т.с. надо «сдвинуть механизм с мертвой точки». Дальше можно поэтапно принимать новые поправки. Пока решения очевидны: совместная собственность на виноградники или аренда.

Заявлен не разрешительный, а декларативный подход в получении лицензии на производство. Т.е. достаточно заполнить декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства, после чего можно приступать к производству. Сразу же или по истечении какого-то срока — судя по всему, решать кабмину.

В явном виде указано, что лабораторию оборудовать необязательно, с ней может быть заключен договор. Должна уйти и монополия ЦДК (Центральной дегустационной комиссии): давать выводы о качестве новых марок напитков смогут так же дегустационные комиссии профильных научных учреждений и отраслевых общественных организаций. Регламенты их работы еще предстоит утвердить.
Смысл законопроекта в том, чтобы постепенно вводить в экономику малых (другой термин — гаражных) виноделов. На сегодня в соответствии с «Законом о винограде и вине» вино для себя можно делать без каких-либо разрешений, но продавать нельзя. А чтобы выходить на рынок, прежде всего нужно получить лицензию на производство, которая формально стоит 780 грн. Фактически же — не меньше 20 тыс. грн., потому что процедура оформления включает почти полторы сотни документов, и каждое заключение совершенно официально стоит денег. Кроме этого, как легко догадаться, на каждом этапе процесс можно остановить под буквально любым предлогом: или ради личной материальной выгоды проверяющего, или  просто из плохого отношения к этому конкретному виноделу. На сегодня процедура получения лицензии на производство вина одинакова и для единоличника, и для большого завода, и не менялась она еще с первых лет обретения независимости. Но за спиной гаражиста не стоит команда юристов, так что верхней границы стоимости лицензии на сегодня нет, и выходить в официальные продажи ему, мягко говоря, очень хлопотно и экономически неоправданно. А если ему придется оборудовать лабораторию (что формально необязательно, но «на местах» правила читаются весьма произвольно), то это обойдется еще в 20 тыс. уже долларов, и работать в ней должны три специалиста с соответствующей квалификацией.

Предлагаемые поправки к законам и существенные, и компромиссные, но мало разработать проект закона (что тоже весьма непросто, об этом я еще буду писать), его еще нужно принять в парламенте. Будем ждать результатов. 


В статье использованы иллюстрации из совместной презентации законопроекта №6693 депутатов Роберта Горвата, Андрея Вадатурского и Ярослава Маркевича, которая была представлена на заключительном заседании рабочей группы 5 июля 2017 года.

Немає коментарів: