пʼятниця, 29 липня 2016 р.

Начиная со следующего года доля импортного материала в ординарных украинских коньяках все же будет планомерно уменьшаться

Такое решение было принято 21 июля в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, соответствующие изменения внесены в «Технологические инструкции по производству и розливу коньяков Украины» и «Основные правила производства и хранения коньяков Украины».

Таким образом, внезапно и коротко, по крайней мере, на ближайшее время, решен давнишний спор о необходимости ограничения импортного сырья в продукте, который называется «Коньяк Украины». Шаг этот МинАПК сделало в ответ на рекомендацию вновь созданного технического комитета стандартизации «Продукция садов, виноградников и винодельческая продукция» (ТК 179). С 1 января 2017 года доля импортного материала должна составлять не более 80%, с 1 января 2018 года — 70%, с 1 января 2019 года — 60%, с 1 января 2019 года — 50%. Мне удалось найти только в одном месте четко прописанные нормы о доле спиртов украинского производства — в Законе Украины «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо ставок окремих податків» (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2014, № 22, ст.797), где буквально сказано: «10 відсотків - з 1 квітня 2013 року до 31 грудня 2013 року; 0 відсотків - з 1 січня 2014 року по 31 грудня 2014 року; 5 відсотків - з 1 січня 2015 року». Все остальное — упоминания в разных СМИ о новых законопроектах к Налоговому кодексу, которые так и не были приняты. Вдруг оказывается, что задача решается легко и без журналистского крика. И нужно ли с каждым вопросом сразу бежать в парламент? Разве демократия реализуется только так? Вообще, странно ожидать, что наши депутаты будут вникать в суть проблем небольшой украинской отрасли. Другое дело — специалисты. ТК 179 — представительский совещательный орган. В него могут войти члены буквально любой организации или предприятия, связанных с садоводством, виноградарством и переработкой их продукции. На сегодня таковых в комитет входит шестьдесят девять человек, и уж они-то хорошо понимают, чем занимаются. Технологи, юристы, экономисты, агрономы, ученые. Как это все происходило, рассказывает заместитель председателя комитета, начальник отдела развития садоводства, виноградарства и виноделия Департамента земледелия и технической политики в МинАПК Украины Виктор Костенко.




У нас есть действующий закон «Про виноград та виноградне вино» («О винограде и виноградном вине») и технические условия, которые регламентируют производство и хранение алкогольных напитков. Мне вообще не понятно, зачем нужно было лезть в Налоговый кодекс. Так, в ТУ прописано (пункт 2.3.3), что коньяки марочные делаются только из украинского материала. Таковых в Украине выпускается менее 10%. Об ординарных сказано: «допустимо использование импортных выдержанных коньячных спиртов и коньяков» (пункт 2.3.2). Но не указано, сколько — 1% или все 100%. Этим и пользуются ботлеры, которые сами коньячные спирты не выкуривают, а закупают чужой материал. При нынешних ценах на импортный спирт и украинский виноград выгоднее разливать коньяк из привозных спиртов, чем делать собственный. Но справедливо ли это? Доля импортного сырья в коньяках Украины составляет 67%. А виноградники у нас по-прежнему выкорчевываются из-за невозможности сбыта технических сортов, селяне лишаются работы, украинские винокурни становятся убыточными.

Действующие ТУ были разработаны в 2008 году «Агрофирмой „Таврия“», «Одесским коньячным заводом», институтами «Магарач» и «Плодмашпроект». Посчитаем: восемь лет они не менялись. Долго. Можно было много чего сделать. Сам ТК 179 — совещательный орган, созданный Министерством экономического развития, МинАПК и Национальной академией аграрных наук. И в нем собрана элита отрасли, мнение этих людей авторитетно. На заседания могут приходить специально приглашенные специалисты. Этот комитет, обсудив данный вопрос, большинством голосов рекомендовал МинАПК внести соответствующие изменения в ТУ. Кстати, представитель «Таврии» в комитет не входил, и в голосовании участия не принимал. И министерство прислушалось к их совету.

Заводов, которые делают коньяк, на Украине всего тринадцать, мы уже разослали ссылку на сайт, где размещены скан-копии документов,  да они и сами обязаны отслеживать изменения в «правилах» и ТИ.



Коротко и смачно ситуацию охарактеризовала на первом заседании ТК 179 член наблюдательного совета Дома марочных коньяков «Таврия» и уже член совета директоров группы компаний Inkerman international (тогда — генеральный директор ТД «Инкерман») Анна Горкун: «Может ли кто-то представить себе, что французы допустили бы производство коньяка с 0% собственного сырья?» Действительно, то, что носит гордое имя «коньяк» делается не просто из французских спиртов, а происходящих из четко ограниченных апелласьонов, все прочее называется «бренди». Ну, есть еще «арманьяк», но это — отдельная история. Спрашивается: что нашим ботлерам, т.е. тем, кто разливает привозное сырье в свои бутылки, мешает продавать свою продукцию как бренди? Правильно — то, что напиток «коньяк» продается намного лучше напитка «бренди». Так через десять лет мы, по требованию ЕС, и от термина «коньяк» должны отказаться. Может, наши коньячники всего лишь хотят в оставшееся время успеть денег заработать? А потом — хоть виноград не расти?

А он на Украине действительно растет все меньше. Мало того, что площади сократились в несколько раз по сравнению с лучшими временами проклятого СССР, так существующие виноградники продолжают выкорчевывать, а новые почти не высаживают. Наверное, у нас дефицит земель. Зерновые культуры более выгодны, чем виноград: они урожай дают уже на первый год, а не на пятый-десятый, спрос на них предсказуем на внутреннем и внешнем рынках, хранить проще. Наверное, нет у нас земель, на которых сквозь заброшенные виноградники уже деревья проросли. А виноград может расти на любой почве: на песке, на суглинках, на камнях даже. Часто там, где никакая другая культура не подымется. Наверное, нет на Украине безработицы. Наверное, народ из городов в села массово переезжает. Наверное, мы не просто все свои экономические проблемы решили, а и благосостояния достигли выше швейцарского, раз трудоустраиваем не своих виноградарей и переработчиков, а молдавских, грузинских, французских. Такие вот украинцы благородные люди. Вся прибавочная стоимость, которая накапливается на выращивании, транспортировке, хранении и — главное! — переработке винограда остаётся за рубежом. И оборудование закупаем иностранное или до сих пор используем советские остатки. Непонятно только, на чем же деньги украинцам зарабатывать, чтобы этот коньяк покупать.
 
Да, сейчас действительно зарубежные материалы дешевле. Потому что там винодельческая и коньячная отрасли давно развиваются, традиции их не прерывались никаким «сухим законом». Исключение — США, но зато там предпринимательство является частью национальной идеи, потому и восстановление быстро наступило. Есть проверенная практика: проблемной отрасли дается время на восстановление, создаются благоприятные условия, такие как налоговые льготы, высокие ввозные пошлины, пр. С проверкой результатов. В назначенный срок шансы уравниваются. Да, нужно оценивать результат, чтобы не получилось, как с нашим горячо любимым автопромом: все-то ему государство условия создает,  близкие к тепличным, между тем автомобили украинские не становятся ни лучше, ни дешевле. И режим благоприятствования постоянно продлевается. А вот когда в США ввели ограничение на ввоз тяжелых японских мотоциклов, то их мотопром во главе с Harley-Davidson так мощно рванул вперед, что попросил отменить ограничения раньше намеченного срока. Так что у нас все шансы есть.

Кстати, те заводы, которые с изменениями не согласятся, не смогут использовать и наименование «коньяк Украины».

Инфографика: Департамент земледелия и технической политики Министерства аграрной политики и продовольствия Украины
Тект и фото: Александр Зубко

Немає коментарів: